12+



Лаборатория междисциплинарных исследований
в области госпитальной педагогики





Открытие Лаборатории междисциплинарных исследований
в области госпитальной педагогики

Иллюстрация

Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», модель которого впервые была представлена в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, реализуется при поддержке ведущих российских и зарубежных ученых, экспертного сообщества, и является площадкой многих актуальных и перспективных исследований.

Сегодня в рамках работы большой междисциплинарной команды в области обучения детей, находящихся на длительном лечении, накоплен значительный кадровый потенциал, - на флагманской площадке проекта работают 10 сотрудников, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, более 20 специалистов обучаются по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по программам магистратуры. Опыт работы и результаты исследований обобщены в нескольких десятках публикаций в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК России, в систему РИНЦ и другие системы цитирования, такая публикационная активность все возрастает. Тематика представлена на всех значимых конференциях в области медицины, педагогики, психологии, специальной педагогики и психологии.

Новым этапом развития проекта становится открытие в январе 2022 г. Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» при участии Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».



Заведующий лабораторией







Научные сотрудники лаборатории





Внештатные эксперты-рецензенты лаборатории




Проводится научно-исследовательская работа по теме

«Научно-методическое обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования».


Основные направления исследований лаборатории в 2024 году

  • - изучение организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния, отраслевых задач и проблем, требующих научной разработки


  • - разработка научно-методического обеспечения деятельности госпитальных школ


  • - разработка проекта модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении


Планируемые результаты работы по теме в 2024 году

  • - Аналитическая справка, содержащая материалы, отражающие результаты научного поиска сведений по изучаемой теме


  • - Научно-методические рекомендации


  • - Проблемные научно-практические семинары в смешанном формате


  • - Проект модели госпитальной школы детей, нуждающихся в длительном лечении



Новости

Состоялось итоговое совещание команды Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР». В 2023 году в рамках разработки модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении было проведено изучение организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния и отраслевых задач, организовано три научно-практических семинара и к началу 2023/2024 года были разработаны и утверждены Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ Разъяснения по обучению детей, нуждающихся в длительном лечении.

В течение года специалисты Лаборатории выступали на ведущих международных и всероссийских научных конференциях, форумах, симпозиумах, семинарах – всего более 40 мероприятий. Было сделано более 25 публикаций - статьи, методические пособия, тезисы конференции, сборники.

Среди основных планов на 2024:

- Мониторинг по госпитальным школам Российской Федерации совместно с ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

- Разработка методологии и рекомендаций по проведению мониторинга и анализ базы данных.

- Организация научно-образовательного лектория и педагогических гостиных с участием ведущих специалистов, таких как Басюк В.С., Рубцов В.В. и др.


С 28 по 30 ноября в парке науки и искусства «Сириус» проходит ключевое событие в рамках объявленного президентом Десятилетия науки и технологий - III Конгресс молодых ученых. Свыше 5000 участников из более чем 25 стран мира участвуют в мероприятии, направленном на поддержку научной деятельности, условий и инфраструктуры для повышения интереса молодежи к науке и создания прорывных разработок на ключевых направлениях научно-технологического развития России.

Таким образом, на Конгрессе также была представлена тема «Создание полноценной образовательной среды в медицинских стационарах в целях обеспечения конституционного права на образование длительно и тяжело болеющих детей». От лица руководителя Проекта «УчимЗнаем» Сергея Витальевича Шарикова доклад представил заместитель руководителя, руководитель Проектной группы «Развитие», заведующий Лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» Иван Юрьевич Долуев.

Рассказывая о явлении госпитальной педагогики, объединяющим передовые практики в образовании и медицине, Иван Юрьевич также акцентировал внимание на применении современных технологиях, таких как искусственный интеллект, их полезных, но и критических возможностях в работе госпитальной школы. Тема и затронутые в ней вопросы были высоко оценены участниками Конгресса, включая заместителя министра просвещения России и нашего хорошего друга Татьяну Викторовну Васильеву.


Более 1500 участников и 20 тысяч онлайн-просмотров – это итоги V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому». В течение трех дней в столице были представлены доклады более 130 спикеров – специалистов московских и региональных госпитальных школ Проекта «УчимЗнаем», приглашенных экспертов из 68 регионов России и 5 стран СНГ.

Масштабное мероприятие организовали Проект «УчимЗнаем» и ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка». Специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИРЗАР играли ключевые роли в организации и проведении Конференции, а также сами выступали в качестве спикеров. В ближайшем будущем все материалы будут представлены в научном сборнике.


РЕГИСТРАЦИЯ НА V ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ДОМУ» ОТКРЫТА

V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому», организаторами которой являются Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» и ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», пройдет с 1 по 3 ноября 2023 года в гибридном формате.


Передовым опытом госпитальной педагогики с представителями Комитета образования администрации Читы, городскими учителями и педагогами региональной площадки поделились специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики.



В Забайкальском краевом онкологическом диспансере были проведены мастер- классы «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики», а также «Использование технологии веб-квеста для развития функциональной грамотности учащихся».



Коллеги отметили актуальность использования передовых технологий в госпитальной педагогике. полученный опыт будет использован в практике уже в этом учебном году.






29 июня факультет «Клиническая и специальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета совместно с Проектом «УчимЗнаем» провели публичную защиту научно- исследовательских работ, выполненных студентами факультета на площадках госпитальных школ «УчимЗнаем».

Традиционно в обсуждении студенческих работ приняли участие специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, психологи, дефектологи, а также преподаватели кафедры специальной психологии и реабилитологии, на которой реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями», рецензенты и научные руководители студентов, чьи работы представлены к защите.


«Когда мы бросаем взгляд назад на историю науки, мы также смотрим и на развитие госпитальной педагогики, - сказал руководитель Проекта «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков. - Мы видим, что первые мысли, возникающие в современном контексте, были высказаны философами, сочетавшими в себе компетенции и знания врача и педагога. Это потрясающая идея в развитии нашего сотрудничества абсолютно оправдана, потому что вся госпитальная педагогика пронизана идеями междисциплинарности.

Я считаю, что учесть все детали, возникающие в ходе работы, можно только работая в научно-исследовательской и учебной группе. Это позволяет дискутировать, задавать друг другу неожиданные вопросы. И поэтому для нас очень важно это сотрудничество. Но мне кажется, было бы правильным дать возможность ознакомиться с работами более глубоко, как это делают рецензенты, и провести консультационные встречи, где мы могли бы задать определенные вопросы, оставив их до этапа публичной защиты. Я думаю, это тоже обогатило бы нашу практику».

Он также подчеркнул, что плодотворное сотрудничество Проекта «УчимЗнаем» и МГППУ началось почти сразу после создания Заботливой школы и совместная магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» является действительно уникальной, в ней очень эффективно сочетаются наука и практика, а студенты МГППУ и госпитальные педагоги могут обмениваться мнениями по различным вопросам инклюзивного образования.

В свою очередь, ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис отметил, что работа специалистов в рамках Проекта «УчимЗнаем» - это зона ближайшего развития всей системы образования и массовой школы.




19 июня 2023 года создана и начала свою деятельность рабочая группа Министерства просвещения Российской Федерации по разработке разъяснений по вопросам обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях.

Минпросвещения России совместно с Минздравом России и проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем» разрабатывает документ , в котором будут учтены изменения нормативного правового поля и отражена педагогическая практика госпитальных школ, действующих в регионах страны.

Документ позволит сохранить единое образовательное пространство для этой категории ребят, дать им возможность осваивать основные и дополнительные программы обучения. Он также будет актуален для оказания методической поддержки педагогам, социальным работникам, руководителям образовательных и медицинских организаций, представителям органов исполнительной власти и родителям учащихся.




В Международный день осведомленности о детском раке, в Московском педагогическом государственном университете состоялась защита выпускных квалификационных работ в рамках первого выпуска магистерской программы «Госпитальная педагогика» кафедры психологической антропологии Института детства.




15 выпускников представили свои работы экзаменационной комиссии, в состав которой входили профессора Ирина Дмитриевна Демакова, Светлана Васильевна Феоктистова, Лидия Бернгардовна Шнейдер, а также специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО Наталия Михайловна Курикалова и Александр Федорович Лоскутов.



Иллюстрация

13 января состоялось совещание специалистов Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО и педагогов флагманской площадки, активно вовлеченных в научный процесс.












Иллюстрация

Коллеги обсудили выполнение научно-практической работы в 2022 году, таких как разработка инструментария и проведение исследования для создания базы данных для обработки результатов, а также публикации в изданиях, рецензируемых ВАК, и многое другое. Вследствие проделанной работы командой определены цели и задачи на 2023 год, среди которых доработка и выпуск второй редакции методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2019 году.


Сотрудники и внештатные эксперты-рецензенты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО (далее – Лаборатория) приняли участие во II Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей раннего возраста (World Conference on Early Childhood Care and Education (WCECCE)) , которая состоялась в Республике Узбекистан с 14 по 16 ноября 2022 г.


Иллюстрация

Более 100 выступлений и 4000 просмотров онлайн-трансляции – это итоги проведенной IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022

В Конференции приняли участие ведущие специалисты России и других стран в области госпитальной педагогики и образования в целом. Также оказали полную поддержку и выступили в качестве спикеров руководители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Департамента образования и науки города Москвы и многие другие. Следите за нашими новостями на сайте  Конференции


Иллюстрация

Научные сотрудники и внештатные эксперты-рецензенты лаборатории принимают активное участие в работе Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. 18 февраля 2022 г. на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем».



Вебинары по подготовке выступлений на Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении
в медицинских организациях и на дому» (Всероссийская конференция с международным участием
«УчимЗнаем» - Заботливая школа)

Программный и организационный комитет Конференции, сотрудники Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики проводят открытые всероссийские вебинары для спикеров, посвященные вопросам подготовки тезисов и иных материалов выступлений.


Вебинар "Правила оформления тезисов. Публикационная этика автора". Спикерами стали Гусев Иван Алексеевич – руководитель службы развития кадрового потенциала проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, Лоскутов Александр Федорович – кандидат педагогических наук, ведущий специалист проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, Курикалова Наталия Михайловна – методист проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО.


Запись выступления доступна по ссылке


Презентация выступления доступна по ссылке


Сотрудники Лаборатории Иван Алексеевич Гусев и Александр Федорович Лоскутов рассказали о форматах, в которых пройдёт IV Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа по госпитальной педагогике. Так помимо докладов запланировано проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов и конкурс научно-исследовательских проектов студентов и аспирантов.


Запись выступления доступна по ссылке


Презентация выступления доступна по ссылке


Приложение: Информационное письмо о проведении вебинаров.


Иллюстрация

В преддверии 1 сентября идет активная подготовка к началу нового учебного года. Остаются считаные дни до того, как первый звонок позовет учеников госпитальных школ Проекта «УчимЗнаем» на занятия.

Команда Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики на базе ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» также готова к активной работе в этом учебном году.

Одним из ключевых направлений является подготовка к IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022. Сегодня вместе с коллегами мы обсуждали предстоящие задачи, а также предварительную программу мероприятия.

Напоминаем, что Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» пройдет с 1 по 3 ноября 2022 года. В настоящий момент открыта регистрация по ссылке. Приглашаем всех желающих принять участие в качестве зрителей или рассмотреть для себя возможность выступить одним из спикеров Конференции.





Отдельные исследовательские темы в области госпитальной педагогики:


  • - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) детей, находящихся на длительном лечении.


  • - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности обучающихся, находящихся на длительном лечении.


  • - Воспитательная деятельность в госпитальной школе.


  • - Дошкольное образование в госпитальной школе.


  • - Проектирование образовательной среды госпитальной школы в целях благополучия детей, находящихся на длительном лечении.


  • - Подготовка кадров для госпитальной школы, в том числе научных кадров в рамках аспирантур и докторантур.


  • - Развитие профессионального самоопределения обучающихся, находящихся на длительном лечении.


  • - Коррекционно-развивающие занятия с детьми, находящихся на длительном лечении.


  • - Коррекционная педагогика в рамках модели госпитальных школ России «УчимЗнаем»: обучение детей с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни.



Библиотека госпитальной педагогики