12+



Развивающая среда дошкольного детства в стационарах
медицинских учреждений




В 2018 году на флагманской площадке проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» началась системная работа с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, в рамках московской модели госпитальной педагогики.


Шариков Сергей Витальевич

Шариков Сергей Витальевич

“Медицинские показания, протоколы лечения могут приводить к формированию особых образовательных потребностей детей и задавать гибкость организационно-управленческой модели госпитальной школы, в том числе в отношении состава и приоритетного удовлетворения индивидуальных особых потребностей при обучении ребенка в условиях медицинского стационара” / С.В. Шариков // Альманах института коррекционной педагогики. - 2020. - №40.



В сложившейся практике работу с детьми дошкольного возраста осуществляли воспитатели медицинских учреждений, состоящие непосредственно в штате детских больниц. Такая работа не носила системный характер, не предполагалось решение педагогических задач, все мероприятия сводились к осуществлению присмотра и ухода за детьми в разновозрастной группе. В игровых комнатах отделений детей не организовывали по возрастным группам для проведения развивающих занятий, не ставились конкретные цели и задачи по обучению, социализации и подготовке к школьному обучению.

Главная цель российского образования - “воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций” (Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российскй Федерации на период до 2024 года”). Эта цель является главной целью в работе дошкольного отделения проекта «УчимЗнаем».

За прошедшее время педагоги дошкольного образования под руководством методистов проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» осуществляют целенаправленную деятельность с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, по ключевым направлениям основной образовательной программы дошкольного образования Российской Федерации:

- создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями с учетом разнообразия периода детства;


- развитие игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей с учетом возрастных особенностей;


- развитие умений детей дошкольного возраста в сфере коммуникации, участия в совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, позитивная социализация;


- формирование основ читательской, математической, естественно-научной грамотности и предпосылок учебной деятельности;


- формирование эффективной предметно-пространственной среды, объединяющей традиционное игровое оборудование, современные интерактивные средства, цифровой контент и инновационные методические разработки для организации различных видов образовательной деятельности;


- обеспечение возможности участия детей дошкольного возраста и педагогов дошкольных групп в городских образовательных проектах в сфере дошкольного образования.


Во всех подразделениях проекта работают воспитатели – педагоги дошкольного образования. Все специалисты проходят обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации “тьютор” - специалист в области сопровождения детей, находящихся на длительном лечении, при получении образования в медицинском стационаре.


Специалисты дошкольного отделения флагманской площадки
проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»



Руководитель





Педагоги-воспитатели



Основные направления работы дошкольного отделения:

Участие детей дошкольного отделения в олимпиадах и конкурсах 2021-2022 уч.г.

1. Чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников, на котором проверяются и формируются актуальные знания, умения и навыки KidSkills.

Площадка: Российская детская клиническая больница

Дети: Мурадян Давид (6 л.), Атоян Арина (6 л.), Мусатов Владислав (7 л.) - полуфиналисты в компетенции “Инженерия космических систем 5-7 лет”

Педагог: Мишина А.В.


2. Международный конкурс «Лисенок»

Площадка: ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Минздрава России

Дети: Мохначева Полина (6 л.), Алимурзаев Салават (6 л.), Лебедева Катя (6 л.)

Педагог: Фролова С.А.


3. Международный математический конкурс «Ребус»

Площадка: Российская детская клиническая больница

Дети: Мурадян Давид (6 л.), Атоян Арина (6 л.), Молчанов Александр (7 л.), Козьменко Ксения (6 л.) - дипломы 1 степени, Худотеплова Валерия (6 л.) - диплом 2 степени.

Педагог: Мишина А.В.


4. Всероссийский конкурс чтецов «Открытые ладони»

Площадка: ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Минздрава России

Дети: Кандаурова Надежда (5 л.)

Педагог: Фролова С.А.




Специалисты дошкольного отделения принимают участие во всех ключевых мероприятиях на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем».


Участие в организации и проведении стажировочных сессий с целью обмена опытом
с региональными площадками проекта в субъектах Российской Федерации

В 2021-2022 учебном году специалисты выступают с докладами, мастер-классами в рамках:

1.Региональной стажировочной сессии «УчимЗнаем» - Заботливая школа – Москва – Удмуртская республика» Дата проведения: 1-2 ноября 2021 года

Место проведения: НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, г. Москва, ул. Саморы Машела, 1

Сотрудники дошкольного отделения, задействованные в организации и проведении: Смирнова Л.И, Фролова С.А.

Мероприятие: Круглый стол «Дошкольное образование в госпитальной школе».


2.Региональной стажировочной сессии «УчимЗнаем» - Заботливая школа – Москва – Норильск»

Дата: 7-8 февраля 2022 года

Место проведения: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, г. Москва, Каширское шоссе, 23

Сотрудники дошкольного отделения, задействованные в организации и проведении: Смирнова Л.И, Фролова С.А.

Мероприятие: Круглый стол «Дошкольное образование в госпитальной школе».


3.Межрегиональная конференция "УчимЗнаем" Заботливая школа - Республика Саха (Якутия)"


Дата: 7-21 мая 2022 года

Мероприятие: Академическая реабилитация. Организация обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому".



Участие в научно-методической работе, научно-исследовательской деятельности, организации и проведении практик обучающихся по программам подготовки
научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по программам магистратуры

В рамках нашего взаимодействия с Московским городским педагогическим университетом реализуются программы профессиональной переподготовки, проводятся различные мероприятия и акции, организуются совместные проекты, практики студентов и аспирантов.


Участие специалистов дошкольного отделения:


Участие в программе профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе “Психология и педагогика инклюзивного образования” - Смирнова Л.И.


Проведение семинара для магистрантов 2 курса направления “Госпитальная педагогика” по дисциплине “Дистанционные технологии и электронное обучение в госпитальной педагогике”. Мишина А.В. - “Знакомство с дошкольным детством в медицинском учреждении”.


С момента создания проекта госпитальных школ России “УчимЗнаем” в 2014 году Московский государственный психолого-педагогический университет активно участвует в работе междисциплинарной команды по практическому решению проблем обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах и на дому. В рамках взаимодействия реализуется магистерская программа “Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями”.


Участие специалистов дошкольного отделения:


Проведение практики для магистрантов 1 курса направления “Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями”.


Смирнова Л.И. “Дошкольное образование в условиях медицинского стационара”.


Мишина А.В. “Знакомство с дошкольным детством в медицинском учреждении”.


Коллективы методического объединения принимают участие в вебинаре совместно с компанией Мобильное электронное образование “Использование цифровых ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, проходящими длительное лечение”.


Спикеры:


Смирнова Лилия Ильдаровна


Мишина Анфиса Васильевна


Суркова Валентина Вячеславовна


Участие педагогов проекта госпитальных школ России в Третьей Московской Международной научно-практической конференции «Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника» Московского городского педагогического университета посвященной Дню дошкольного работника 27 сентября 2022 года.


Конференция стала площадкой для обсуждения современных трендов в области дошкольного образования, взаимодействия разработчиков современных технологичных образовательных решений для дошкольников, исследователей и практиков дошкольного образования.


В треке «Инклюзивные практики в дошкольном образовании» с темой доклада "Цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста, проходящими длительное лечение в условиях медицинского стационара" педагогом госпитальной школы был представлен практический опыт работы с такими цифровыми образовательными технологиями, как: Мобильное Электронное Образование, платформа LearningApps, виртуальная доска Jamboard. Педагог также представил опыт работы с "Живой книгой "Пиццетино"".


Спикер: Суркова Валентина Вячеславовна

Ссылка на трансляцию (время доклада Сурковой В.В. 7.50-29.25)


Совместные социально-образовательные инициативы

1. Развивающий курс “ФудСовет для малышей"

Развивающий курс на основе настольной игры про создание еды - интересные занятия, которые объединяют в себе возможности изучить интересную и развивающуюся сферу рынка, научиться создавать и презентовать свой продукт, развить гибкие навыки, столь необходимые в современном обществе, и сделать это в интересной форме.

Начало сотрудничества: 2021-2022 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В.


2. Федерация детского гольфа

Начало сотрудничества: 2020-2021 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ, социальная гостиница “Добрый дом”, ЛРНЦ.

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Суркова В.В., Лунёва А.В.


3. Виртуальные экскурсии в музеи и усадьбы: “Государственный исторический музей”, музей “Ясная поляна”, “Музей мирового океана”, “Музей космонавтики”, “Музей победы”.

Начало сотрудничества: 2021-2022 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ, Добрый дом, ЛРНЦ.

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Суркова В.В., Лунёва А.В.

Проект “Детское лебединое”- образовательная инициатива Государственного Эрмитажа,
посвященная искусству балета и 180-летию Петра Ильича Чайковского.


Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах

1. VIII Метапредметная олимпиада «Московский учитель»


Педагоги: Мишина А.В., Лунева А.В., Липейко А.И.


2. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы «Формула воспитания 2021»


Смирнова Л.И. 2020 г. - Призер фестиваля-конкурса педагогического мастерства “Формула воспитания 2020”; 2021 г - участник городского конкурса педагогического мастерства “Формула воспитания-2021”.


3. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы «Мир дошкольника - первый опыт 2021»


Фролова С.А. 2021 г. - Призер городского конкурса педагогического мастерства “Мир дошкольника - первый опыт 2021 г в номинации Речевое развитие.”


4. Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы», трек «Воспитатель года Москвы-2022».


Фролова С.А. – 1 этап, выход в полуфинал


- Участие педагогов методического объединения “Дошкольное образование” во внутришкольных мероприятиях:


XI ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЗАБОТЛИВАЯ ШКОЛА» ФЛАГМАНСКОЙ ПЛОЩАДКИ ПРОЕКТА ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ “УЧИМЗНАЕМ”


С 24-26 марта свои навыки представления практико-ориентированных методических разработок демонстрировали тьюторы флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больнице, НМИЦ онкологии им Н.Н. Блохина/Онкоцентр на Каширке , Морозовской детской городской клинической больнице, ЛРНЦ "Русское Поле", Благотворительном медицинском частном учреждении «Детский хоспис» - Фонд "Дом с маяком".


Тема: «Презентация лучших образовательных практик: дифференциация, индивидуализация и персонализация в работе с обучающимися, находящимися на длительном лечении».


Спикеры:

Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Голидонова Т.С., Максимова М.В., Суркова В.В.


Всероссийская акция «Минута чтения 2022»

Всероссийская акция «Минута чтения 2022», которая приурочена к Международному дню счастья. Первый выпуск с самыми юными читателями - дошкольниками опубликован во Всемирный день чтения вслух. «Минута Чтения 2022». Выпуск №1. Всероссийская акция проекта «УчимЗнаем»


Акция “Бессмертный полк” федерального проекта госпитальных школ России “УчимЗнаем”

Общественная акция, объединившая всех педагогов, учеников и их семьи, которая проводится в России для увековечения памяти участников и жертв Великой Отечественной войны.


Праздники и мероприятия 2021-2022 уч.г.

«Путешествие в страну знаний»


«Библиотека Дедушки Мороза»


«Через тернии к звёздам»


«Экологическая тропа»


«Квест по сказкам»


Спектакль «В гостях у Паучка»


Спектакль «Щелкунчик»


«Мастерская Деда Мороза»


«Где лечатся волшебники?»


«Чудеса со страниц книг»


«День защитника Отечества»


Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе педагога-воспитателя госпитальной школы. Данная форма работы осуществляется по следующим направлениям:

- индивидуальне консультации по вопросам развития ребенка (младший, средний и старший дошкольный возраст детей);


- родительские собрания по вопросам готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;


- мастер-классы по обучению родителей игровым методам развития ребёнка, демонстрация дидактических материалов для развития навыков и умений детей (младший и средний дошкольный возраст);


- открытые занятия для родителей различной тематики (все возрастные группы);


- привлечение родителей к участию в акциях и общешкольных мероприятиях проекта «Минута чтения».


Планируемые результаты работы методического объединения дошкольного
образования проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в условиях медицинского стационара базируются на ФГОС ДО и обозначают направленность воспитательной деятельности педагогов для каждой возрастной группы.


1. Мотивационные (личностные) образовательные результаты.


2. Универсальные образовательные результаты: когнитивное, коммуникативное, регуляторное развитие.


3. Предметные образовательные результаты по образовательным областям:


- Социально-коммуникативное развитие.


- Познавательное развитие.


- Речевое развитие.


- Художественно-эстетическое развитие.


- Особенностью реализации образовательной области “Физическое развитие” в процессе работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, является то, что программное содержание предполагает проведение физкультурных минуток, динамических пауз и игр малой подвижности по индивидуальным медицинским показаниям каждого ребенка. Целевые ориентиры по данному направлению в госпитальной школе не предусмотрены.


Библиотека методических материалов

1. Педагоги нашей школы обеспечивают реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных программ в специальных школьных секторах детских больниц, специальных учебных секторах в лечебных отделениях и в палатах.


- Рабочая программа тьютора 2021-2022 уч.г.


2. В школе проекта «УчимЗнаем» также проводятся внеурочные мероприятия, занятия дополнительного образования различной направленности (ссылка на программы)


- «Игровой английский»;


- «Занимательная робототехника»;


- «Первые шаги в искусство»;


- «Ступеньки в музыку»;


- “Театр и дети”.


3. Обогащение содержания образовательного процесса и социализация детей дошкольного возраста в условиях медицинского стационара успешно реализуется в ходе привлечения партнерских проектов:


- «Фудсовет» (ссылка на программу и фото);


- «Детский гольф» (ссылка на программу и фото);


- Виртуальные экскурсии в музеи города Москвы: Исторический музей, Музей космонавтики, Музей океана


4. Статьи и публикации педагогов-воспитателей в сборниках, методических рекомендациях:


Фролова, С.А. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в играх со словами / С.А. Фролова // Сборник тезисов Конференции ЕССЕ. - 2020. - С. 518-519


Смирнова, Л.И. Опыт дистанционной работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, на примере конспекта занятия “Народные промыслы: русская матрёшка” / Л.И. Смирнова // Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: методические рекомендации / Под ред. С.В. Шарикова, Ю.Е. Куртановой. – 2021. – С. 59-65.


5. Научные работы, диссертации: Мишина А.В. Реализация программы дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста, проходящих длительное лечение - магистерская выпускная квалификационная работа. - Москва, 2022. - 86 с.


Полезные ссылки

1. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы


2. Онлайн-сервис самопроверки Мои достижения


3. Мобильное Электронное Образование - безопасная цифровая образовательная среда с онлайн-курсами для обучения детей от 3 лет


Вклад коллектива дошкольного отделения проекта «УчимЗнаем» в развитие
госпитальной педагогики

В 2022 году специалисты дошкольного отделения отмечены следующими наградами:


Смирнова Л.И. «Премия города Москвы 2021 года в области образования» “За большой вклад в работу по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях онкогематологического профиля, в рамках реализации социально-образовательного проекта “УчимЗнаем”.


Фролова С.А. Благодарность Департамента Образования и Науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах города Москвы»,


Мишина А.В. Благодарность Департамента Образования и Науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах города Москвы»